Пора проверять по-новому! Глобальное реформирование государственной системы контрольно-надзорной деятельности.

Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам при президенте РФ разработал план глобального реформирования существующей системы проверок. Речь идёт о проверках, которые проводили государственные органы контрольно-надзорной деятельности, такие как «Роспотребнадзор», «Росздравнадзор» и т.п.Пора проверять по-новому! Глобальное реформирование государственной системы контрольно-надзорной деятельности.

Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам при президенте РФ разработал план глобального реформирования существующей системы проверок. Речь идёт о проверках, которые проводили государственные органы контрольно-надзорной деятельности, такие как «Роспотребнадзор», «Росздравнадзор» и т.п.

Для чего проводить реформу в этой сфере? Ответ очевиден: система, по которой десятки лет проводили проверки, устарела и технически, и морально, стала неэффективной.

Государственные органы контроля и надзора, проводя чуть ли не два миллиона проверок в год, выявляли нарушения не более чем в 15% случаев.

На сегодняшний день в стране существует двести видов государственного контроля и около двух миллионов обязательных требований к объектам проверок. Не слишком ли завышены эти цифры? Стоит так же понимать, что на организацию проверок и контроля соблюдения столь широкого диапазона обязательных требований, сбор и обработку данных, назначение повторных мониторингов тратятся огромные деньги государства и налогоплательщиков.

И вместе с тем, система неэффективна, а о разгуле коррупции и практики алгоритма «нет такой проверки, с которой нельзя договориться», слышал каждый, кто хоть немного «в теме».

Пришло время изменить ситуацию. Новая система государственного контроля будет строиться на принципе рискориентированного подхода. Что это значит?

Все проверяемые объекты будут разделены на условные группы риска, а частота проверок государственных контрольно-надзорных органов будет напрямую зависеть от принадлежности объекта к той или иной группе.

В предприятиях самой низкой группы риска плановых проверок не будет. Но если в контрольно-надзорный орган поступит жалоба о нарушении, то реакция последует незамедлительно. Остальные группы будут проверять с разной частотой, от 1 раза в год, до 1 раза в 6 лет, соответственно, чем выше риски, тем чаще проверки.

В основе новой системы будет прозрачность и доступность сведений, единое информационное поле и внедрение новейшего программного обеспечения для чёткой систематизации, оперативного сбора и обработки данных.

Всем известна истина, что болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Поэтому новая система государственного контроля предусматривает мероприятия, направленные не только на выявление нарушений, но и на их профилактику.

Стимулирование организаций к избеганию нарушений будет происходить с помощью создания так называемых «репутационных списков» компаний и размещения этих списков в открытом доступе. Компании из «белых списков» помимо заслуженного авторитета безупречных партнёров, будут получать льготы в виде возможности перехода на упрощённую систему контроля и отчётности.

Результаты проверок будут отражать в специально разработанных чек-листах. Эти документы скоро появятся в открытом доступе. Первые чек-листы запустят в работу с 01 октября. На практике будут тестировать эффективность нововведений.

Чек-листы на данный момент – это «живые» бланки. До 15 декабря есть возможность вносить в них обоснованные и целесообразные изменения. Сделать это будет можно через Общественно-деловой совет, занимающийся вопросом реформы, и Министерство юстиции РФ.

О том, какие изменения ждут ЛПУ в рамках реформирования государственной системы контрольно-надзорной деятельности, читайте в наших дальнейших публикациях.


Все новости