Итак, в конце июня полигон «Кучино» закрыт, его готовят к рекультивации, штат сотрудников, насчитывавший полторы сотни человек, полностью расформирован.
А вот последствия закрытия полигона далеко не так однозначны, как кажется на первый взгляд.
Полигон ТБО «Кучино», принимавший отходы из столицы и области более полувека, недавно был закрыт по распоряжению президента страны.

Жёсткое решение о закрытии полигона в месячный срок обсуждают до сих пор.

Жители близлежащих жилых кварталов обратились к В.В. Путину во время прямого телемоста с президентом и пожаловались на невыносимые условия соседства с полигоном, который планировали закрыть к 2019 году.

Итак, в конце июня полигон «Кучино» закрыт, его готовят к рекультивации, штат сотрудников, насчитывавший полторы сотни человек, полностью расформирован.
А вот последствия закрытия полигона далеко не так однозначны, как кажется на первый взгляд.

Во-первых, перераспределить колоссальный мусорный поток (а это более 300 000 тонн годового объёма) было довольно сложно.

Каждый из альтернативных полигонов ТБО находится от «Кучино» на большом расстоянии, самый ближний в 50 км.

Но, тем не менее, потоки кое-как распределили, только вот проектные мощности оставшихся полигонов ТБО и так давно уже трещали по швам, а на дополнительные объёмы мусора из «Кучино» и подавно никто не рассчитывал…

Сразу же поднялись и расценки на размещение отходов на оставшихся подмосковных полигонах ТБО, например, ближайший к «Кучино» полигон ТБО «Тимохово», поднял цену более чем на 30%.  Соответственно, эта ситуация может спровоцировать и рост цен  за услуги операторов на всех этапах обращения с отходами.

Московские и подмосковные отходы теперь возят даже во Владимирскую область, нужно же как-то избавляться от них…

Нарушаются стабильные графики вывоза мусора, станции перегруза и сортировки переполнены, работают в режиме аврала.

Есть опасения роста числа стихийных свалок отходов, возникающих по вине недобросовестных операторов и любителей экономить на расходах на вывоз мусора.

Данные исследований, проведённых Росприроднадзором, гласят, что менее чем через 3 года все подмосковные полигоны будут критически переполнены. Что тогда? Мусорный коллапс?

Жители районов, вплотную прилегающих к полигонам ТБО, по примеру «кучинцев» активно митингуют о закрытии ненавистных полигонов, но закрыть – это лишь одна сторона «мусорной медали». Куда потом везти мусор, которого с каждым днём становится всё больше? – вот главная проблема.

Отрасль переработки отходов в стране слабо развита. Переход от полигонного размещения к утилизации (вторичному использованию) и правильному термическому уничтожению в одночасье невозможен. К тому же в столице и области готовят к запуску программу реновации старых «хрущёвок», а это ещё более четырёх миллионов тонн мусора в год.

Проблему мусорного коллапса решить можно только с помощью строительства новых МСЗ и станций переработки мусора.

Без срочных мер по строительству объектов по переработке и сжиганию мусора Москве и МО просто не справиться с уже накопленными и продолжающими поступать мусорными массами.

За пять ближайших лет в Подмосковье будут построены 4 современных МСЗ и 13 комплексов по переработке мусора.
Для утилизации «реновационного» мусора от сноса пятиэтажек, возможно, будут построены специальные комплексы переработки.

По мнению руководителя Минприроды МО Александра Когана, строительство заводов по термическому уничтожению мусора – это более лёгкое направление с точки зрения восприятия социумом. К МСЗ по сравнению со станциями переработки, больше лояльности у местных жителей, к тому же современные МСЗ поставляют электроэнергию и тепло для жилых кварталов.

Заводы по сортировке и переработке мусора – так же важная часть новой схемы обращения с отходами, ведь ценное вторичное сырьё терять недопустимо, но участки для их строительства нужно выбирать более тщательно. Объекты должны располагаться на максимальном удалении от жилых районов.

В вопросах тарификации услуг по обращению с отходами, а так же расценок на «зелёную» энергию необходим строгий государственный контроль, чтобы не допустить скачков цен. Система тарифов должна быть гибкой, например, тот, кто сдаёт мусор, собранный раздельно, платит за услугу меньше. Это абсолютно справедливо, ведь в этом случае оператор экономит на сортировке.

Сферу обращения с отходами в данный момент курируют несколько смежных ведомства: Минприроды, Росприроднадзор, Министрой и ЖКХ. Возможно, создание единого федерального ведомства, курирующего сферу обращения с отходами, помогло бы более эффективно и оперативно провести необходимые реформы, наладить контроль и устранить угрозу мусорного коллапса.


Все новости