В каких случаях необходимо оформлять паспорт на отходы производства и потребления?

Нужно ли оформлять паспорт на отходы производства и потребления?

Да, если в процессе деятельности компании или предпринимателя образуются отходы I - IV классов опасности. Об этом сказано в п. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1999 (далее - Закон № 89-ФЗ). Еще бывают отходы V класса опасности. Но на практике они не признаются опасными, поэтому паспорт на них не требуется.

Суть вопроса. Если в процессе деятельности юрлица или предпринимателя образуются опасные отходы, надо оформить паспорт отходов по установленной форме.
- Допустим, отработанные люминесцентные лампы являются отходами I (самого высокого) класса опасности. Поэтому паспорт на них придется оформлять.

А вот отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства имеют V класс опасности. Следовательно, эти отходы практически неопасны и паспорт на них не требуется. То же самое, например, можно сказать про отходы от уборки магазинов.



- Что именно представляет собой паспорт на отходы, как его оформить?

- Это документ установленной формы, содержащий информацию о конкретных опасных отходах, которые бывают в наличии у организации или предпринимателя.
Оформить паспорт только собственными силами не получится. Прежде нужно обратиться в аккредитованную лабораторию, которая компетентна определить состав отходов и подтвердить, что они относятся к конкретному классу. Далее на основании материалов аккредитованной организации надо заполнить паспорт. Это может сделать бухгалтер или иной специалист. А вот подписать документ должен непосредственно руководитель компании или предприниматель.


- Зачем нужен паспорт отходов, если компания даже экологический сбор за мусор не платит?

- На практике паспорт понадобится при вывозе мусора. Специализированная организация, которой вы сдаете опасные отходы, должна иметь сведения об их составе и структуре, чтобы как минимум правильно организовать перевозку и размещение груза у себя.



- Помимо паспорта отходов, может ли потребоваться еще какая-то экологическая документация по мусору и отходам?

- Согласно ст. 19 Закона № 89-ФЗ предприятия должны вести учет движения отходов. Для этого информация о появившихся отходах заносится в специальную таблицу, образцы которой приведены в Приказе Минприроды России от 01.09.2011 № 721.

Записывать в таблицу нужно данные о фактических объемах мусора, определяемых на основании технической или бухгалтерской документации, актов или договоров о приеме-передаче мусора, если таковые есть.
Таблицы заполняют поквартально, указывая, сколько отходов имеется в наличии на начало и на конец квартала. А также, сколько отходов непосредственно появилось за квартал (образовано самим плательщиком или принято им от других лиц) и сколько ушло (было использовано для себя, обезврежено или передано другим организациям или предпринимателям).

Учет должен быть организован по всем видам отходов, а не только по опасным. То есть даже если у вас образуется лишь канцелярский мусор, без учета отходов не обойтись. Однако спешу успокоить, что учет таких отходов должен вестись в тоннах с точностью до одного знака после запятой. У обычной компании вряд ли наберется столько мусора, поэтому она будет проставлять в таблице нули. Но это не означает, что таблицу можно не вести. Просто документация будет нулевой.
На основании данных указанной таблицы по итогам каждого года нужно составлять отчет по форме № 2-ТП (отходы). Но только в том случае, если Росприроднадзор проинформировал вас о необходимости сдавать такой отчет (Приказ Росприроднадзора от 14.11.2011 № 828).
Форма № 2-ТП (отходы) утверждена Приказом Росстата от 28.01.2011 № 17. И срок ее сдачи - до 1 февраля после отчетного периода.


- Что будет, если не выполнить данные требования? Например, не вести учет движения отходов, не оформлять паспорт на отходы?

- Если в компанию с проверкой придут контролеры из Росприроднадзора и выявят такие нарушения, могут быть применены санкции по ст. 8.2 КоАП РФ. Она предусматривает, в частности, штраф для индивидуальных предпринимателей - в размере от 10 000 до 30 000 руб. Для организаций - от 100 000 до 250 000 руб.


-->
Yandex.Metrika counter